Влиянием мобильных технологий на работу и личную жизнь людей заинтересованы не только зарубежные, но и отечественные социологи. Недавно случайно наткнулся в сети на труды доктора социологических наук Бондаренко Сергея Васильевича. Сергей Васильевич является членом Экспертного совета МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и директором Центра прикладных исследований интеллектуальной собственности, недавно выпустил книгу «Культура мобильных телекоммуникаций». Привожу выдержки из его статьи и ссылку на полный текст.
"Гораздо важнее трансформации внешних проявлений субкультуры трудовых
отношений стала сущностная трансформация. В последние годы многие считавшиеся связанными со стационарными рабочим местом специальности перешли в разряд мобильных. В процессе перехода от статических взаимодействий в пространстве и во времени, к взаимодействиям динамическим, даже само понятие «работа» перманентно претерпевает смысловые изменения. В частности, в рамках изменившейся культуры ведения бизнеса произошла трансформация важнейших для ведения бизнеса понятий – «рабочее место» и «офис».
С начала ХХ века офис рассматривался как своеобразный «сборочный конвейер
для документов», сегодня же традиционный офис все больше воспринимается как центр осуществления мобильных взаимодействий. В результате происходит гетерогенное смешение физических и символических объектов, при котором культурная составляющая организации труда и поведения работников выходит на одно из важнейших мест.
Безвозвратно ушло время, когда офисный телефон кабелем был неразрывно связан
с рабочим местом, а компьютеры были настолько тяжелы и громоздки, что никто и не
думал после окончания рабочего дня брать их домой для того, чтобы сверхурочно
позаниматься выполнением служебных обязанностей. Теперь рабочим местом может быть транспортное средство (автомобиль, самолет, поезд, теплоход), офис клиента, гостиница и т.д.
Современный бизнес становится все более «знание-ёмким», требуя привлечения
знаний самых разных экспертов, причем не обязательно работающих в данной компании. Хотя мобильные телефоны и персональные цифровые помощники разрабатывались как потребительские товары, тем не менее, сегодня в коммерческих структурах эти артефакты стали основой разработки инновационных технологий.
Не только рабочее время стало гибким, но мобильная коммуникация привела к
изменению технической и информационной оснащенности сотрудников предприятий и организаций. В наши дни, появляясь на мобильном рабочем месте, мобильный работник не обязан иметь все диагностические приборы, поскольку при необходимости, по телекоммуникационным сетям он может подключить к ним мобильный артефакт практически отовсюду и т.д. Кроме того, используя возможности телекоммуникационных сетей, становится реальным не только получить доступ к необходимым сведениям, но и дистанционно привлечь к работе экспертов из головного офиса компании.
Безусловно, все вышеперечисленное и многое другое, связанное с возрастанием
роли символов в трудовом процессе, предусматривает появление иных, по сравнению с эпохой индустриального общества, культуры и философии труда. Особенностями постсовременных мобильных деловых сред являются:
- высокая мобильность работников;
- возможность практически неограниченного масштабирования бизнеса и
инфраструктуры обслуживания;
- перманентное приспособление работников (англ. - employee adjustment) к
изменяющимся условиям труда;
- появление новых видов услуг.
Благодаря телеработе уже устоялось понятие «мозаичного» образа жизни, в рамках
которого в течение суток многократно чередуются работа и частная жизнь индивида.
Подобный стиль жизни, в конечном счете, нацелен на удовлетворение все возрастающих потребностей человека и соответствует социальным ценностям ответственности и добросовестности исполнения общественного долга. При этом постепенно стираются границы между личными окружающими рабочими средами, работой группы (виртуальной команды) или работой в рамках виртуальной организации. С другой стороны, преимущества мобильности и телеприсутствия, нейтрализуются недостатками постоянной психологической готовности индивидов к участию в производственном процессе."
С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь:
http://www.fileden.com/files/2009/3/3/2346725/Bondarenko_mobile_subculture.pdf
вторник, 3 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)


Комментариев нет:
Отправить комментарий