среда, 4 марта 2009 г.

Скажи мне какой у тебя мобильный телефон, и я скажу кто ты

Хотя это может показаться странным, но реализация того или иного телефона может влиять на поведение его пользователя. Например, пользователи Apple iPhone с большей вероятностью являются просто потребителями информации. А смартфоны Nokia с большей вероятностью вовлекают Вас в активный информационный обмен, а не только ее потребление.

Один и тот же человек при пользовании Nokia скачал и передал примерно одинаковое количество информации, а при пользовании iPhone скачал примерно в 10 раз больше, чем передал. Почему это происходит?



Телефоны N-серии Nokia имеют больше возможностей для активного ОБМЕНА информацией: хорошая клавиатура, качественная камера с записью видео, портал Ovi (в переводе с финского «Дверь»), сервисы которого все более интегрируются в телефоны Nokia.

Со смартфоном Apple Вам отдается роль потребителя: просмотр Веб-страниц, просмотр видеклипов на Youtube, покупка музыки на iTunes, мобильных приложений на Application Store. Think different?! Этот слоган с iPhone под большим вопросом! Пользуйся теми же сервисами что и все ))

А каким телефоном пользуетесь Вы?

Дальше...

вторник, 3 марта 2009 г.

Субкультура мобильного рабочего места в трудах отечественных социологов

Влиянием мобильных технологий на работу и личную жизнь людей заинтересованы не только зарубежные, но и отечественные социологи. Недавно случайно наткнулся в сети на труды доктора социологических наук Бондаренко Сергея Васильевича. Сергей Васильевич является членом Экспертного совета МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и директором Центра прикладных исследований интеллектуальной собственности, недавно выпустил книгу «Культура мобильных телекоммуникаций». Привожу выдержки из его статьи и ссылку на полный текст.



"Гораздо важнее трансформации внешних проявлений субкультуры трудовых
отношений стала сущностная трансформация. В последние годы многие считавшиеся связанными со стационарными рабочим местом специальности перешли в разряд мобильных. В процессе перехода от статических взаимодействий в пространстве и во времени, к взаимодействиям динамическим, даже само понятие «работа» перманентно претерпевает смысловые изменения. В частности, в рамках изменившейся культуры ведения бизнеса произошла трансформация важнейших для ведения бизнеса понятий – «рабочее место» и «офис».
С начала ХХ века офис рассматривался как своеобразный «сборочный конвейер
для документов», сегодня же традиционный офис все больше воспринимается как центр осуществления мобильных взаимодействий. В результате происходит гетерогенное смешение физических и символических объектов, при котором культурная составляющая организации труда и поведения работников выходит на одно из важнейших мест.
Безвозвратно ушло время, когда офисный телефон кабелем был неразрывно связан
с рабочим местом, а компьютеры были настолько тяжелы и громоздки, что никто и не
думал после окончания рабочего дня брать их домой для того, чтобы сверхурочно
позаниматься выполнением служебных обязанностей. Теперь рабочим местом может быть транспортное средство (автомобиль, самолет, поезд, теплоход), офис клиента, гостиница и т.д.
Современный бизнес становится все более «знание-ёмким», требуя привлечения
знаний самых разных экспертов, причем не обязательно работающих в данной компании. Хотя мобильные телефоны и персональные цифровые помощники разрабатывались как потребительские товары, тем не менее, сегодня в коммерческих структурах эти артефакты стали основой разработки инновационных технологий.
Не только рабочее время стало гибким, но мобильная коммуникация привела к
изменению технической и информационной оснащенности сотрудников предприятий и организаций. В наши дни, появляясь на мобильном рабочем месте, мобильный работник не обязан иметь все диагностические приборы, поскольку при необходимости, по телекоммуникационным сетям он может подключить к ним мобильный артефакт практически отовсюду и т.д. Кроме того, используя возможности телекоммуникационных сетей, становится реальным не только получить доступ к необходимым сведениям, но и дистанционно привлечь к работе экспертов из головного офиса компании.
Безусловно, все вышеперечисленное и многое другое, связанное с возрастанием
роли символов в трудовом процессе, предусматривает появление иных, по сравнению с эпохой индустриального общества, культуры и философии труда. Особенностями постсовременных мобильных деловых сред являются:
- высокая мобильность работников;
- возможность практически неограниченного масштабирования бизнеса и
инфраструктуры обслуживания;
- перманентное приспособление работников (англ. - employee adjustment) к
изменяющимся условиям труда;
- появление новых видов услуг.
Благодаря телеработе уже устоялось понятие «мозаичного» образа жизни, в рамках
которого в течение суток многократно чередуются работа и частная жизнь индивида.
Подобный стиль жизни, в конечном счете, нацелен на удовлетворение все возрастающих потребностей человека и соответствует социальным ценностям ответственности и добросовестности исполнения общественного долга. При этом постепенно стираются границы между личными окружающими рабочими средами, работой группы (виртуальной команды) или работой в рамках виртуальной организации. С другой стороны, преимущества мобильности и телеприсутствия, нейтрализуются недостатками постоянной психологической готовности индивидов к участию в производственном процессе."

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь:
http://www.fileden.com/files/2009/3/3/2346725/Bondarenko_mobile_subculture.pdf


Дальше...

понедельник, 2 марта 2009 г.

Косвенная характеристика популярности мобильного Интернета

Если Вы все еще считаете мобильный Интернет мифом – посмотрите на язык цифр. Данные достаточно красноречиво описывают ситуацию. Особенно данные в динамике. Как учат аналитиков – анализируйте данные в динамике, сравнивайте текущие значения с историческими – они показывают тенденции. Итак, смотрите.



Знаете ли Вы, что такое Opera Mini? Это мобильный браузер - программа для просмотра Интернета на мобильном телефоне. У нее есть ряд неоспоримых достоинств, например специальная адаптация информации для представления на экране мобильного телефона, но суть сейчас не в этом. Компания регулярно публикует данные об использовании этой программы. Например, отчет по состоянию на январь 2009 года можно найти здесь: http://www.opera.com/smw/2009/01/

Сравнив данные с январем прошлого года, Вы можете увидеть, что:
- число пользователей увеличилось примерно в 2 раза
- число просмотренных страниц увеличилось более чем в 4 раза
- объем переданных данных увеличился более чем в 3 раза.

Пользователи мобильного Интернета не только просматривают больше страниц, но еще и средний объем загружаемой страницы растет! Мобильный Интернет становится более содержательным и "полновесным" медиа! Если пользователи просматривают 7,5 миллиардов страниц в месяц, то на день приходится примерно 250 миллионов страниц, а в секунду загружается примерно 2900 страниц мобильного Интернета!

Конечно, сложно судить о потреблении мобильного Интернета лишь по одному браузеру, но косвенно эти характеристики достаточно живописно характеризуют семимильные шаги мобильности в нашу жизнь.

Отдельно стоит отметить, что Россия находится на первом месте в TOP-35 стран по количеству пользователей. Конечно, одним из факторов является большой размер населения нашей страны, но рост числа российских пользователей на 157% тоже красочно иллюстрирует тенденцию.

Какие же сайты популярны среди наших соотечественников? Вот TOP-10.

  1. vkontakte.ru
  2. yandex.ru (поднялся с 3 места)
  3. mail.ru (опустился со 2 места)
  4. odnoklassniki.ru
  5. rambler.ru
  6. google.com
  7. my.opera.com
  8. wikipedia.org
  9. wapos.ru
  10. seclub.org

Итак, в российском мобильном Интернете популярны социальные сети, поисковики (причем мобильному Google стоит подумать над усилением позиций), сборники контента, и что отрадно – Wikipedia.


Показательным является тот факт, что по числу просмотров страниц в пересчете на одного пользователя лидируют Армения и Украина. Недалеко отстают Казахстан и Беларусь. Те страны, в которых традиционное проводное подключение по ряду причин недоступно или труднодоступно, знакомятся с Интернет сразу в его мобильной ипостаси. Или Вы не слышали историю о том, как быстро вырос трафик в 3G сети в Махачкале вскоре после ее запуска?


Дальше...

Источники мобильных данных и чем полезен их анализ

Индустрия мобильности является богатым источником данных, однако их использование находится до сих пор на уровне каменного века.

Интернет принес человечеству много данных о поведении пользователей, однако наши мобильные устройства и их ежедневное использование может принести еще больше. Мобильное устройство при его активном использовании «знает» о человеке очень многое: с кем разговаривает, с кем обменивается сообщениями, где находится, куда движется и многое-многое другое. Что показательно, эта информация очень персонализирована – привязана к конкретному устройству с уникальными идентификаторами, позволяющими идентифицировать в том числе и его пользователя. Таким образом, мобильные устройства, а тем более мобильные устройства, объединенные в сеть, позволяют получить очень много персональной информации об их пользователях.

Как можно использовать эту информацию?


Анализ этих данных может принести много преимуществ операторам и сторонним провайдерам мобильных услуг и приложений. Ряд применений «навскидку»:

  • Новые подходы к сегментации пользователей
  • Продвинутый анализ использования новых продуктов и услуг, мобильных приложений
  • Персонализированные мобильные рекламные компании с большим показателем отклика на рекламные сообщения (например, Blyk получает средний отклик около 29%, сравните с показателями традиционных медиа – от 0,01 до 2%)
  • Сбор статистики о поведении пользователей и ее использование для планирования сети

    Что мешает в настоящий момент ее использовать?
  • отсутствуют единые метрики и алгоритмы их измерения
  • данные являются персональными, и их разглашение может привести к возникновению споров и судов, если это не предусмотрено в контракте на оказание услуг
  • объем «сырых», необработанных данных достаточно велик и необходимо применять продвинутые способы их обработки, чтобы извлечь из них действительно полезную информацию


Дальше...

Куда стремится индустрия мобильности? (Ответы на вопрос по итогам Mobile World Congress - 2009)

Несмотря на достаточно общий вопрос, ответ на него возможен. Знаете ли Вы что такое Mobile World Congress? Да, это всемирная конференция, которая ранее называлась GSM World Congress, а потом 3GSM World Congress. Эволюция названий сама по себе показывает достаточно интересную тенденцию. Сначала GSM, потом 3G в сочетании с GSM, а затем просто «Мобильный Конгресс». Чувствуете разницу?

Несмотря на царящий в мире экономический кризис, событие в этом году посетили 47 тысяч посетителей из 189 стран мира. В выставке приняло участие порядка 1300 экспонентов, которые заняли более 57 тысяч квадратных метров выставочных площадей. В составе его участников уже далеко не только вендоры GSM оборудования и операторы стандарта GSM со всего мира. Традиционную значимость этого события для отрасли мобильной (связи, услуг, приложений, программного обеспечения и т.п.) сложно переоценить. Итак, какие новости мобильного мира принес «Всемирный Мобильный Конгресс» в этом 2009 году?



  • Разрешение QVGA (320х240) для экранов мобильных устройств уже не является актуальным. Активное использование мобильного Интернет, мобильной электронной почты и прочих мобильных приложений приводит производителей устройств к необходимости использовать разрешения 480x320 (как у iPhone), 640x480 (VGA) или даже 800x480 (WVGA)
  • Много разговоров об управлении мобильным трафиком (policy management и mobile deep packet inspection). Задача управления мобильным трафиком актуальна не только с точки зрения продвинутого управления ограниченным ресурсом (спектр, пропускная способность), но и извлечения маркетинговых данных о поведении пользователей (customer intelligence).
  • О планах по внедрению LTE заявили Verizon, Docomo, T-Mobile
  • Медленный прогресс в решении вопросов VoIPo3G и VoIPoLTE
  • Еще более медленная разработка мобильных устройств для IMS (IP Multimedia Subsystem, если кто не помнит). Вполне возможно, что функции IMS более эффективно сможет очень скоро выполнить полноценный мобильный браузер.
  • Компания Truphone запустила сервис «Везде свой» (Local Anywhere), основанный на технологии multi-IMSI
  • Adobe без большого шума вокруг этого сделала хороший прогресс в разработке и внедрении мобильного Flash
  • Nokia помирилась с Qualcomm и имеет хорошие шансы на усиление своих позиций на Северо-Американском рынке
  • Много шума из ничего вокруг фемтосот и пикосот. Что-то должно случиться!
  • GSMA OneAPI – платформа для открытия возможностей сетей сотовой связи для сторонних разработчиков мобильных приложений
  • Apple не участвовал
  • Много, много шума вокруг открытой мобильной операционной системы Android от Google
  • NFC в сочетании с мобильными платежами и переводами
  • Граница между портативными компьютерами и смартфонами постепенно стирается. Например, компания Acer вышла на рынок смартфонов с 4-мя новыми моделями. Вполне возможен выход новых игроков из компьютерного бизнеса в этот сектор смартфонов.
  • И наконец, Александр Изосимов, ставший председателем Ассоциации GSMA, назвал мобильность «новой кровеносной системой глобальной экономики». Выделение новых участков спектра, по его мнению, является уже не роскошью, а абсолютной необходимостью для дальнейшего роста. http://link.brightcove.com/services/link/bcpid10115803001/bctid13462352001


Дальше...